Совершенно точно работа в туризме общественным мнением причисляется к самым-самым вожделенным. И действительно: знай себе, путешествуй, в перерывах между вояжами сиди в уютном офисе и неспешно веди разговоры о всяких там Мальдивах с Домииниканами. Ну на самом деле всё почти так и есть. Почти.
Ниже я расскажу о главных стереотипах относительно работы в туризме.
Реальность. Лучший друг менеджера по туризму – ноутбук. Второй – гугл. Большую часть времени они находятся вместе, в этой веселой компании, в экзотическом офисе недалеко от дома. 90% рабочего времени турагент проводит в интернете или общаясь с туристами и партнерами. К сожалению, не из Доминиканы.
Путешествуют работники туризма не больше и не меньше, чем простые смертные. К обычным путешествиям добавляются разве что рекламные туры один-два раза в год. Итого два-три-четыре путешествия в году. Многие наши клиенты, скромные налоговые инспектора, например, отдыхают чаще.
Реальность. Претенденты на должность менеджера по туризму, не имеющие опыта, часто говорят о так называемой “быстрой обучаемости”. В своё время мы перестали реагировать на такое достоинство соискателя.
Дело в том, что работа турагента сложна. Точно не проще работы, скажем, юриста или завбазой. Для того, чтобы туристы оставались довольны, необходим профессионализм. Он заключается во владении огромным объёмом информации, часто очень детальной, высокими навыками общения с людьми, красивой речью и богатым личным опытом. Очень важно уметь принимать быстрые решения и не тупить, когда этого делать нельзя. Некоторые из этих качеств на самом деле почти врождённые.
Реальность. Те, кто думают, что туризм – это легкая прогулка, ошибаются. Вот несколько фактов:
На самом деле в туризме смогут работать только те, кто получают удовольствие от состояния постоянного стресса и непрекращающейся запары. Любителям тихой гавани лучше искать другую работу.
Реальность. На практике многие оказываются не готовыми к этой самой “работе с людьми”. В какой-то момент её может стать слишком много.
У нас всё завязано на людях. “Всё” означает “вообще всё”. Человеку, не готовому принимать и понимать других людей (как туристов, так и коллег) будет сложно. Человеку, у которого нет таких вглядов, почти невозможно понять, почему на него кричит турист из-за кроватей, оказавшихся на 10 см короче ожидаемых или отсутствия сыра Камамбер на завтраке в отеле.
Реальность. Это правда, я знаю менеджера по туризму, который ездит на Лексусе. Одного.
В целом менеджеры по туризму зарабатывают плюс-минус столько же, сколько сотрудники других сфер. Это справедливо и по отношению к владельцам агентств и к их руководителям. Золотой лихорадкой не пахнет. Есть тяжёлый труд, который приносит результаты, если он сделан хорошо.