— За что вы любите туризм, а что вас в нем расстраивает?
— Я обычно прошу людей провести простой эксперимент — вспомнить 5 самых ярких событий в жизни. И как правило, если не учитывать стандартно важных событий вроде свадьбы или рождения детей, все вспоминают о путешествии. Я знаю точно, что путешествия дарят нам события, которые мы пронесем с собой через всю жизнь. Туризм для меня — это квинтэссенция позитива. Абсолютного!
А расстраивает… Разве что тот факт, что туризм в Украине пока не на первом месте.
— Пользуетесь ли вы услугами турагентства или путешествуете сами?
— Я отношусь к тому типу клиентов, которые если будут бронировать себе билеты самостоятельно, допустят в них минимум 4 ошибки. Поэтому сам я стараюсь ничего не бронировать. К счастью, у меня есть возможность пользоваться услугами настоящих профессионалов.
— Что для вас означает Хороший Отдых и как выглядит ваше идеальное путешествие?
— На этот вопрос можно просто ответить нашим слоганом “Главное — с кем”. Я искренне убежден, что хороший отдых – это время проведенное с близкими, любимыми людьми. Все остальное, вроде “Когда?”, “Куда?” и т.д. значения не имеет.
— В этом году ХО у уже исполнилось 11 лет это довольно много для среднестатистического туристического агентства. Расскажите чем вы отличаетесь от других?
— Мы зелёные! Причём были зелёными еще до того, как это стало мейнстримом. А если серьёзно, то отличает нас в первую очередь то, что мы заботимся о клиентах не на словах, а на деле. У меня есть любимый раздел на сайте — отзывы туристов. Мы гордимся тем, что за все время не удалили оттуда ни одного плохого отзыва. Этот раздел можно к ранам прикладывать. Вот там всё про отличия от конкурентов и написано нашими клиентами.
— Расскажите о клиентах ХО. Чему они вас научили?
— В первую очередь — больше путешествовать. У нас уже есть такой себе клуб миллионеров — это клиенты, которые потратили на отдых больше миллиона гривен. Для меня это пример, достойный подражания.
— У ХО есть миссия и ценности. Как вы к этому пришли? И вообще насколько важно для вас, чтобы сотрудники разделяли миссию и ценности компании?
— У нас пока есть только исполняющие обязанности миссии — “помогать людям открывать мир”, но окончательно эту формулировку мы не утвердили. Что касается ценности, то да, это очень важно! Ценности невозможно придумать, их можно только проявить. Нам потребовалось 10 лет на то, чтобы ответить на вопрос “Как мы работаем?” и “Кто наши люди?”. И мы сформулировали для себя 5 основных ценностей — это люди, доверие, лидерство, удовольствие и путешествия. Если считать образно, то на формирование каждой ценности у нас ушло 2 года. Очень важно, чтобы твои коллеги были единомышленниками, потому что я верю, что успеха может добиться только сильная команда. Поэтому непременно нужны общие ценности и взгляды.
— Если говорить о сотрудниках, то недавно в ХО начали работу сотрудники из других городов, расскажите об этой идее подробнее и как это работает?
— Да, мы чуть более полугода назад объявили, что готовы покрыть абсолютно все расходы на переезд в Одессу и аренду квартиры для талантливых менеджеров из других городов. Мы хотим, чтобы Одесса могла по праву называться туристической столицей Украины. И чтобы в Хорошем Отдыхе работали только самые грамотные профи из индустрии туризма. И можно смело сказать, что мы стали первым системным релокейтером в турагентской сфере в Украине — у нас уже работает 2 менеджера из других городов. И пока есть все основания считать этот опыт успешным и мы безусловно будем его продолжать.
— О ХО говорят как об инновационном турагентстве, как это выглядит на практике? Какие, например, инновации у вас прошли за последние полгода?
— На самом деле для многих туристов турагентство до сих пор ассоциируется с полуподвальным помещением, в котором сидит женщина преклонных лет, перед ней лежит факс, а сзади висят тарелочки из разных городов мира.
ХО опровергает этот стереотип. Мы строим технологическую компанию в первую очередь и понимаем, что будущее за технологиями. Конечно, мы пока не соперничаем с expedia и booking, но все, что можно оцифровать, мы уже используем. Например, у нас в компании запрещено пользоваться бумагой, кроме договоров, все остальное у нас в цифровом виде. Туристы часто говорят, что наш сайт лучший в Украине, но и учитывая то количество людей, которое посещает его каждый месяц – это похоже на правду.
Ну, а также мы принимаем смелые решения в вопросах менеджмента. Например, мы запустили эксперимент в котором менеджеры могут работать не 8 часов в день, а 5. Мы верим, что производительность и эффективность людей не связана с тем количеством времени, которое они работают. Один человек уже работает по такому графику и пока мы считаем, что этот эксперимент тоже успешен. Я надеюсь, что мы станем первым туристическим агентством, в котором сотрудники будут работать по 5 часов в день и докажем, что их результаты превзойдут любого.
— Каким вы видите ХО через 10 лет?
— Мы построим глобальную технологическую компанию, работающую в области туризма. Это будет холдинг — большая туристическая империя, которая будет управлять всеми этапами вашего отдыха. От мысли о путешествии до момента, когда вы вернулись после него: турагентство, туроператор, авиакомпания, компания по управлению гостиницами, транспортная компания. А в основе всего этого будут лежать технологии, помогающие сделать клиентский опыт лучше.
— Что порекомендуете тем, кто только планирует открыть турагентство?
— Порекомендую тоже самое, что и любому человеку, который планирует заняться предпринимательством. В первую очередь — оценить свою готовность положить на алтарь бизнеса свои деньги, здоровье, личную жизнь. Помнить, что предпринимательство – это в перую очередь про ответственность, сложность и решения, а уже во-вторую про бонусы, возможности и радости. Если все это не смущает, то тогда стоит с головой нырять в это дело и начинать строить сильную компанию. На украинском рынке все еще есть место.